Голубева Елена Николаевна МБДОУ «Детский сад №84»
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙРАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе. Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Система увлекательных игр и упражнений по ФЭМП помогает подготовить детей к школе и позволяет усвоить основную общеобразовательную программу дошкольного образования, способствуя: Формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения; Овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация); Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно. Формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку; Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач; Развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.Программа по ФЭМП направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особую роль при этом отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп: 1. Игры с цифрами и числами; 2. Игры путешествие во времени; 3. Игры на ориентировку в пространстве; 4. Игры с геометрическими фигурами; 5. Игры на логическое мышление. Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление. К ним относятся: Занятия по математике в виде игровых комплексов: путешествия («По сказкам», «На остров Чудес», «На Луну», «Математическое королевство)», математические турниры («Умники и умницы», «Самый умный первоклассник»), викторины, конкурсы («Торопись, да не ошибись», «В гостях у профессора Математики», «Задания для Незнайки»). Загадки математического содержания: Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. «Ножницы». Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др. Схематические и моделирующие игры: «Логические таблицы», «Что лишнее?», «Найти фигуру», «Символы», «Счетные палочки». Игры - головоломки на плоскостное моделирование: «Танграм», «Пифагор», «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Пазлы», «Сложи квадрат», «Сложи кольцо», «Шашки». Игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Ёж», «Геометрический конструктор» и др. Игры – забавы: лабиринты, «Чайный сервиз», «Козлы и бараны», «Упрямый осёл». Задачи-шутки (сущность задачи замаскировано внешними условиями): «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?» (двое). «Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник?» (положить ее на угол стола). «Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?». Развивающие игры по математике: «Найди спрятавшееся число» (задача детей, назвать пропущенные числа). Играют в шашки. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Игры с мотивационной ситуацией, затруднениями в игровой ситуации: «В магазине перепутались ленты, нужно их разложить по длине», «Помогите болтливой сороке, которая не верит, что елок и берез поровну». Игры – исследования, способствующие наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Для эффективной организации данной деятельности организована предметно-развивающей среда, созданы уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлен наглядно-демонстрационный материал (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схем последовательного проведения опытов и экспериментов). Познавательные книги для детей, рабочие тетради: «Я считаю до пяти», «Я считаю до десяти», «Я считаю до двадцати» (Е.В.Колесниковой)Материал находится в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. К нему обеспечивается свободный доступ детей. Оборудование для самостоятельных игр и занятий: дидактические средства, применяемые на занятиях; дидактические игры (настольно-печатные и с предметами); обучающие и развивающие игры; шашки, шахматы; занимательный математический материал; отдельные дидактические средства: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, кубики с цифрами и знаками и др.; книги с учебно-познавательным материалом для чтения и рассматривания иллюстраций; тетрадь «Игралочка», позволяющая закрепить и расширить знания.Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствует усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий. Для индивидуальной работы использую ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду («Сколько пуговиц на кофточке?», «У кого длиннее брюки (шире)?», «Чего больше на тарелке яблок или груш?», «Где правая варежка, а где левая?» и т.д.). Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения. Все эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики в увлекательной форме, предупреждать интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Они должен быть разнообразными и использоваться систематически. Математическое развитие ребенка – это процесс трудоемкий и длительный, а результат зависит от системности и планомерности занятий с ребенком. Список используемой литературы. 1.Агафонова О., Соболева О. «Буквальные задачки или счет идет на сказки!». – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 64 с. 2.Волина В.В. «Праздник числа». – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 264 с. 3.Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов». – М.: Просвещение, 2006. – 112 с. 4.Илященко Л.А. «Числа и цифры от 1 до 10». Методические рекомендации к учебно-наглядному пособию для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007. – 24 с. 5.Колесникова Е.В. «Я считаю до 10». Математика для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с. 6.Колесникова Е.В. «Я считаю до 20». Математика для детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с. 7.Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». 4 книги. – М.: Мозаика-Синтез. 8.Шевелев К.В. «Дошкольная математика в играх». ФЭМП у детей 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 80 с. 9.Составитель и общая редакция Ерофеева Т.И. «Дошкольник изучает математику. Как и где?». – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128 с. 23 февраля 2021 в 20:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.